На нашей планете существует большое количество настольных игр. Кто уже успел поиграть, хотя бы, в 10-20 из них понимает, что игровые процессы в них работают на определённых принципах. Эти принципы описываются в правилах, а в среде любителей настольных игр называются - "механиками игры".
Несмотря на такое огромное количество настольных игр, все они подчиняют лишь ограниченному числу игровых механик. Применяется ли одна игровая механика или их смесь - всё зависит от игры. В этой статье я расскажу вам о чистых их видах, а также приведу примеры настолок, где вы можете их встретить.
Если вы считаете, что что-то описано неправильно или чего-то в этом списке не хватает и вы хотите дополнить его новыми терминами, то пишите в комментариях или отправляйте свои предложения через форму обратной связи на сайте.На заметку! Если вам кажется, что вы не понимаете некоторых терминов, использующихся в данной статье, то предлагаю вам ознакомиться с
лексиконом из мира настольных игр. Уверен, что после изучения словаря, вам легче будет понимать, о чём идёт речь.
Кинь-двинь (Roll & Move) - пожалуй, самая простая игровая механика, в которой игроки бросают игровые кубики (6-гранный чаще всего) и передвигают свои фишки на то количество ходов, которое выпало на кубиках. Самый популярный пример - игра "Монополия", а также - ряд самых простых детских игр.
Размещение рабочих (Worker Placement) - очень распространённая механика в настольных играх, когда для достижения определённых целей (активации игровой области, сбора ресурсов, получения других полезных свойств), вы выставляете на эту область своего рабочего (фишку, фигурку, мипла). В подавляющем большинстве, данная механика присуща играм т.н. "европейской" школы. Примеры: Цолькин,
Каменный век, Спирий.
Сбор сетов (Set Collection) - игровой принцип, при котором играющие на протяжении всей партии собирают карты по определённому принципу: по цвету, по номиналу, по значению и пр., составляя из них коллекции или т.н. "сеты". Примеры игр:
Аббатство,
Токайдо, Канагава.
На удачу (Push Your Luck) - игрокам предлагается не глядя открывать карты с колоды, которые несут либо положительный эффект, либо отрицательный. Играющие заранее не знают, какой эффект несёт карта, поэтому в любой момент они могут испытать на себе негативные эффекты (как правило, потерять всё за этот раунд). У них есть право вовремя остановится и прекратить тянуть карты из колоды, оставив себе то, что успели накопить вытягивая карты с положительным эффектом. Хорошая поговорка, которая характеризует данную ситуацию:
«Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Примеры игр: Diamant, Incan Gold, Селестия.
Колодострой (Deck Building) - игроки, во время партии получают карты из общей колоды и формируют колоду у себя на руке. По возможности, стараются наполнять свою колоду хорошими и полезными картами, но это не всегда удаётся. В последующих фазах игры, можно использовать свою колоду, стараясь выжать максимум полезных свойств из "своих" карт. Примеры игр: Доминион, Кланк, Звездные империи.
Драфт (Drafting) - игроки в начале игры получают себе определённое количество карт. После этого, как правило, оставляю себе одну из них (самую лучшую, по их мнению), а остальные передают своему соседу. Передача происходит по часовой стрелке, либо - против, данный процесс регламентируется правилам. Передача (драфт) происходит до тех пор, пока не останется карт. По истечении карт, происходит их розыгрыш. Примеры игр: 7 Чудес, Покорение Марса, Кровь и ярость.
Программирование действий (Movement Programming) - игрокам предстоит ДО начала их хода запланировать свои ходы (действия) на предстоящий раунд. Планировать можно несколькими способами: раскладывать карты в определённом порядке, расставлять рабочих или поворачивать колесики на своём планшете. Данный процесс может проходит как тайно, так и открыто. Примеры игр: Лорды Ксидита, Фреска.
Тайлоукладывание (Tile Placement) - игроки располагают части игрового поля (тайлы) на столе, присоединяя новые части согласно правил игры. Примеры игр:
Каркассон, Остров Скай, Фонарики.
Аукцион, ставки (Auction, Betting) - получение ресурсов, различных полезных вещей, бонусов происходит по принципу аукциона "как в реальной жизни". Кто поставил больше игровых денег, тот получает право забрать данный лот. Примеры игр: Продано!, Кейфлауэр, Спартак.
Возьми и доставь (Pick-up and Deliver) - здесь всё просто: вы должны доставлять различные товары, вещи, артефакты из одного места в другое. Пример игры: Ксиа. Тайны дрейфующей системы.